Ликвидация ИП: пошаговая инструкция 2022 год
Помощь для предпринимателей
и юридических лиц
Казань, ул. Г. Тукая д. 130 офис 208

8 (927) 039-01-06

Ликвидация ИП: пошаговая инструкция

14 Марта 2022

zakrytie-ip.jpg


Оглавление

  1. Можно ли закрыть ИП с долгами?
  2. Перечень документов для снятия ИП с налогового учета
  3. Закрытие ИП: пошаговая инструкция

Индивидуальным предпринимателям нередко приходится прекращать свою деятельность. Причинами для этого часто становятся неудачи в бизнесе или кардинальное изменение планов. В такой ситуации важно учесть, что индивидуальный предприниматель с юридической точки зрения является физическим лицом, а потому при ликвидации ИП несет ответственность по всем обязательствам собственным имуществом. О том, как сняться с учета, не нарушив законодательных норм, рассказываем далее.

Можно ли закрыть ИП с долгами?

Это наиболее распространенная проблема среди индивидуальных предпринимателей. Им часто приходиться закрывать бизнес из-за отсутствия доходов и больших задолженностей перед партнерами. В такой ситуации бизнесмен, согласно законодательству, имеет право сняться с налогового учета, однако его долговые обязательства не прекращаются. После закрытия ИП они остаются на нем, но уже как на физическом лице.

Если бизнес приносит убытки и нечем платить партнерам, предпринимателю стоит заявить о банкротстве. Эту процедуру необходимо пройти после ликвидации ИП. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что государство спишет имеющие задолженности.

Перечень документов для снятия ИП с налогового учета

Перед прохождением процедуры бизнесмену необходимо подготовить стандартный документационный пакет. В соответствии со ст. 22 ФЗ-129, в него должны входить:

  • заявление, составленное по форме P26001;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины;
  • документ о предоставлении данных в региональный Пенсионный фонд РФ.

Далее рассмотрим особенности каждого документа в отдельности.

Заявление, составленное по форме P26001

Этот бланк утвержден приказом ФНС РФ. Он состоит всего из одной страницы, где необходимо указать:

  • коды ОГРНИП и ИИН;
  • полное имя предпринимателя;
  • контактные сведения (электронная почта, телефон);
  • удобный вариант получения документа о снятии ИП с учета: на руки, по почте или через доверенного представителя.

В бланке не требуется указывать причины ликвидации бизнеса или сумму задолженности. Подписывать документ заранее не нужно - подпись предпринимателя сначала должен засвидетельствовать нотариус или инспектор из налоговой.

Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины

Стоимость госпошлины за снятие бизнеса с учета - 160 рублей. Оплата производится на реквизиты налогового органа, который регистрировал ИП. Оформить квитанцию можно через онлайн-сервис ФНС под названием «Уплата госпошлины». Здесь нужно указать адрес фирмы, после чего необходимые реквизиты будут внесены автоматически.

От оплаты госпошлины освобождаются предприниматели, которые подают документацию в налоговую инспекцию в электронном виде. В данном случае процедура - бесплатная. Для ее прохождения необходима заверенная цифровая электронная подпись.

Справка из ПФР

Этот документ удостоверяет, что предприниматель предоставил информацию о суммах страховых взносов в региональный Пенсионный фонд. В соответствии с законом, бизнесмену запрашивать справку из ПФР не обязательно. При необходимости, ИФНС получит ее самостоятельно. Однако, чтобы избежать лишних проблем, справку рекомендуется предоставить.

Закрытие ИП: пошаговая инструкция

Теперь по пунктам опишем процедуру закрытия индивидуальной предпринимательской деятельности. Приведенная ниже пошаговая инструкция поможет пройти процесс ликвидации бизнеса быстро и без нарушения законодательных норм.

Этап 1. Увольнение работников и сдача отчетности

От прохождения этой процедуры освобождаются ИП, в штате которых нет ни одного сотрудника. Работодателям же придется потратить на ликвидацию бизнеса достаточно много усилий и времени.

Согласно пункту 2 ст. 25 закона №1032-1, индивидуальному предпринимателю необходимо уведомить каждого работника об увольнении не менее, чем за 2 недели. Одновременно нужно направить документы в региональный центр занятости. В документации необходимо указать данные о каждом сотруднике: его должность, квалификацию, специальность, условия и размер оплаты труда. Если предприниматель своевременно не уведомит центр занятости об увольнении персонала, ему будет выписан административный штраф на сумму от 300 до 500 рублей. Денежное взыскание в таком размере назначается за всех работников.

Кроме того, владельцу ИП нужно:

  • подготовить кадровые документы (сюда относятся записка-расчет и официальный приказ об увольнении сотрудников);
  • рассчитаться полностью с работниками;
  • внести соответствующие записи в трудовые книжки.

Всю отчетность по персоналу необходимо сдать в ИФНС. Затем в течение 15 дней потребуется оплатить страховые взносы за каждого сотрудника.

Этап 2. Снятие ККТ с учета и закрытие расчетного счета

Чтобы снять кассовый аппарат, необходимо заполнить заявление по форме, утвержденной согласно приказу ФНС от 1 марта 2022 года. При этом важно учесть, что налоговая служба снимает ККТ с учета самостоятельно, как только в ЕГРИП заносятся данные о прекращении предпринимательской деятельности. Однако в данном случае осуществить передачу кассового аппарата другому пользователю будет сложно, поэтому рекомендуется снимать ККТ с учета на основании заявления.

Для закрытия расчетного счета требуется обратиться в банковское учреждение, в котором он был открыт. Длительность прохождения процедуры в каждой кредитной организации отличается. Обычно ее срок не превышает одну неделю. В ряде банков предусмотрена возможность отправки заявления на закрытие счета в онлайн формате. Эти и другие подробности необходимо уточнять в банковском учреждении.

Этап 3. Подача документов для ликвидации ИП

Перечень необходимых документов мы уже привели выше. Их необходимо отнести в ИФНС лично или выслать по почте. Во втором случае подпись заявителя предварительно должен засвидетельствовать нотариус. Ликвидация ИП посредством многофункционального центра - наиболее удобный вариант, если рядом располагается учреждение, предоставляющее подобные услуги. Но стоит сразу учесть, что таких МФЦ в РФ - не много.

Осуществить подачу документов через портал Госуслуг невозможно, поскольку это неэлектронная услуга. На сайте предприниматель сможет только получить информацию об особенностях процедуры ликвидации ИП. Тем не менее, оформить закрытие бизнеса онлайн все же можно, если обратиться на портал ФНС при условии наличия ЭЦП.

Лист записи ЕГРИП о том, что предприниматель снят с учета, высылается на e-mail заявителя на 6 рабочий день после того, как налоговая служба получает заявление Р26001. Если заявитель желает получить документ в бумажном варианте, необходимо обратиться за ним лично в регистрирующий орган.

Этап 4. Оплата страховых взносов за себя

Индивидуальные предприниматели с работниками и без них обязаны перечислить страховые взносы за себя не позднее 15 дней после снятия с налогового учета. Высчитать сумму, подлежащую оплате, можно с помощью специальных калькуляторов взносов. Однако если предприниматель желает рассчитать эту сумму при расчете налоговых взносов на УСН, взносы нужно перечислить перед ликвидацией ИП.

Этап 5. Сдача декларации и оплата налоговых взносов

Срок отправки последней отчетности и оплаты налогов зависят от выбранной системы налогообложения:

  • УСН и ЕСХН - отправить декларацию и оплатить налог нужно не позднее 25 числа месяца, который идет за месяцем ликвидации ИП;
  • ПСН - при выборе этой системы не требуется сдавать декларацию (налоговый взнос предприниматель оплачивает в виде цены патента - нужная сумма в этом случае выплачивается до конца срока действия патента);
  • ОСНО - у этого режима 2 вида налога: в первом случае требуется сдать 3-НДФЛ в течение 5 суток после ликвидации ИП и уплатить налоговый взнос в течение 15 дней, во втором - заплатить НДС не позднее 25 числа месяца, который идет за кварталом прекращения предпринимательской деятельности.

После сдачи декларации и уплаты налогов процедура ликвидации ИП считается завершенной. При этом важно учесть, что все документы, удостоверяющие расчет и оплату налоговых взносов, необходимо хранить не менее 4 лет после закрытия бизнеса. В соответствии со ст. 23 НК РФ, за указанный период налоговая инспекция может организовать мониторинг деятельности ИП.

Остались вопросы?

Задайте их нам!

Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь c политикой конфиденциальности


Выберите город

Благодарственные письма

За более чем 10 лет, мы собрали целую базу довольных клиентов
ознакомиться с их благодарностями можете именно тут.

Сертификаты

от наших партнеров

Наши клиенты

Наши партнеры

Открыть, закрыть или проводить какие-то операции с вашим
бизнесом нам помогают компании партнеры

Отзывы о нас

Мы помогаем сотням компаний в год, в качестве благодарности
наши клиенты оставляют отзывы. Тут мы собрали лишь некоторые.

Показать на карте